Запчасти КИРОВЕЦ
Запчасти КИРОВЕЦ
|
КПП К700 - устройство коробки, неисправности и ремонт
На тракторах «Кировец» установлена механическая, шестнадцатискоростная коробка передач (рис. 21) с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением переключением передач и механическим управлением зубчатыми муфтами переключения режимов. Особенность конструкции коробки — наличие в ней четырех многодисковых сцеплений
Ведущий вал (рис.. 22) несет на себе четыре фрикциона 3, 6, 7 и 9. Ведущие барабаны И фрикционов установлены на шлицах
Рис.21 На ведущем валу имеются четыре торцевых уплотнения, позволяющих подводить масло под давлением из каналов в неподвижных деталях и картере коробки передач в каналы во вращающихся деталях, установленных на ведущем валу. Через каждое уплотнение масло подводится к одному из фрикционов. Основные детали уплотнения — два одинаковых чугунных кольца 20. Кольца удерживаются от вращения усиками, упирающимися в два штифта, ввернутые в обойму 23, но могут перемещаться в осевом направлении. На наружной цилиндрической поверхности колец имеются канавки, в которых находятся резиновые уплотнительные манжеты 21. Кромки манжет прилегают к внутренней цилиндрической поверхности обоймы. Под давлением масла, поступающего к фрикциону, кольца 20 прижимаются наружными торцевыми поверхностями к торцевым поверхностям сопряженных стальных деталей (втулок, установленных на вал) — в двух крайних уплотнениях; средних дисков и шайб 22 — в двух средних уплотнениях.
Для подачи масла внутрь ведущего вала в левой части вала предусмотрена стальная втулка с четырьмя радиальными сверлениями и кольцевой канавкой. Она располагается внутри бронзовой втулки, запрессованной в стакан левой опоры вала. Сопряженные диаметры втулок равны соответственно 74,755—74,805 и 75,00—75,03 мм. Малый зазор и канавки на бронзовой втулке обеспечивают достаточное уплотнение. Ведущий вал — полый, в его внутреннее сверление с обоих концов вставлены маслопроводы 24, которые служат для подвода масла к фрикционам первой и четвертой передач. Маслопроводы уплотнены круглыми резиновыми кольцами. От осевого перемещения маслопроводы удерживаются пружинами, Ведущий вал установлен в разъеме картера на двух ролико-подшипниках и одном шарикоподшипнике.
На ведомых барабанах фрикционов I и IV передач имеются тормозки-синхронизаторы, предназначенные для затормаживания
Промежуточный вал 5 (см. рис. 21) установлен в картере коробки передач на двух роликоподшипниках и одном шарикопод- рис.22
Грузовой вал 9 опирается на два шарикоподшипника и один роликоподшипник. На валу имеются пять шестерен 6, 7, 8, 17 и 19. Шестерни 6 и 19 установлены на двух шарикоподшипниках каждая и имеют два зубчатых венца — один с наружными, а другой—с внутренними зубьями. Между шестернями на шлицевой втулке находится режимная зубчатая муфта 20, имеющая три фиксированных положения; нейтральное, включения первого или третьего режимов (перемещение муфты влево до соединения с шестерней 19), включения второго или четвертого режимов (перемещение муфты вправо до соединения с шестерней 6). Шестерня 17 также установлена на грузовом валу на двух шарикоподшипниках и име-
Раздаточный вал состоит из двух валов. На левом валу 14 на шарикоподшипниках установлены шестерни 10 и 13, имеющие по два зубчатых венца каждая. Между ними на шестерне 12, сидящей на шлицах вала, находится зубчатая муфта 11, имеющая два положения; правое (I и II режимы) и левое (III и IV режимы). Вал 14 опирается на картер через роликовый и шариковый подшипники. Правый вал 16 через шарикоподшипник и стакан опирается на картер, а через игольчатый подшипник — на выточку в левом валу. Валы соединяются только с помощью зубчатой муфты 15, по этому при правом положении этой муфты мощность двигателя на правый вал и на задний ведущий мост не передается. При левом положении муфта 15 соединяет валы, они вращаются как одно целое, и мощность двигателя передается на передний и задний ве-
Вал 26 привода масляного насоса коробки передач расположен в разъеме между верхней и нижней половинами картера. На валу на шарикоподшипниках установлены шестерни 27 и 29, которые могут соединяться с валом 26 подвижной зубчатой муфтой 28.
рис.23
Гидравлическая система коробки передач (рис. 23) служит для включения фрикционов четырех передач 15, 16, 17 и 18, фрикциона Шестеренный гидронасос 14 — односекционный, приводится в действие от вертикального валика через шлицевую втулку 16 (рис.24), передающую вращение валику 1 и сидящей на его шлицах ведущей шестерне 6. С шестерней 6 зацеплена ведомая шестерня 12, свободно вращающаяся на игольчатом подшипнике на оси 13. Верхняя часть 3 корпуса насоса, верхняя плита 4, средняя часть 5 корпуса, нижняя плита 7, нижняя часть 8 корпуса обработаны вместе под призонные шпильки 15, поэтому при разборке насоса не подлежат разукомплектованию. Насос обеспечивает подачу не менее 60 л/мин при частоте вращения 1900 мин-1 (1900 об/мин) и противодавлении 900—950 кПа (9, 0—9. 5 кгс/см2). Клапанная коробка гидросистемы (см. рис. 23) состоит из трехперекидных золотников 6, 19 и 21, которые под действием давления масла свободно перемещаются в своих каналах. Эти каналы сообщаются с каналами, ведущими от золотника переключения передач к фрикционам. Гидроаккумулятор представляет собой цилиндр, в котором установлен поршень, находящийся под воздействием пружины. При заполнении гидроаккумулятора поршень, сжимая пружину, перемещается, освобождая объем для масла (450 г). При падении давления во фрикционе поршень под действием сжатой пружины выталкивает находящееся в гидроаккумуляторе масло во фрикцион. Неисправности КПП и их устраненияВ процессе эксплуатации тракторов «Кировец» выявлено, что наиболее подвержены износу и повреждениям диски трения фрикционов, уплотнительные кольца и манжеты торцевых уплотнений, нажимные диски фрикционов, отдельные шестерни, подшипники и др. Рассмотрим возможные неисправности коробки передач. 1. Нарушены правила эксплуатации трактора. 1.1. Эксплуатация трактора при пониженном давлении масла в гидросистеме коробки передач(ниже 850 кПа, или 8, 5 кгс/см2). 1.2. Очень медленное отпускание педали слива при трогании трактора с места или движение при неполностью отпущенной педали. 1.3. Эксплуатация трактора при тяговом усилии, превышающем допустимые для данной передачи. 1.4. Эксплуатация трактора на маслах, не соответствующих инструкции по эксплуатации. 2. Во фрикционе установлены диски, имеющие отклонения от заданных размеров. Признаки неисправности "коробление дисков": а. При положении рычага переключения передач «Нейтраль - только при движении» и включенном первом или втором режимах трактор с работающим двигателем, установленный на горизонтальном участке дороги, при выключенном стояночном тормозе, начинает самопроизвольно двигаться со скоростью, соответствующей скорости движения на той передаче, во фрикционе которой имеются покоробленные диски. б. Затруднено включение режимных муфт при работающем двигателе. в. Быстро изнашиваются колодки тормозков-синхронизаторов. Признаки неисправности "спекание дисков»: а. При положениях рычага переключения передач «Нейтраль - только после остановки» и «Нейтраль - только при движении» и при включенном режиме трактор с работающим двигателем перемещается со скоростью передачи, во фрикционе которой произошло спекание дисков. б. Затруднено или невозможно включение режимных муфт при работающем двигателе. Признаки неисправности " износ дисков": Медленно набирается скорость при включении передачи, во фрикционе которой изношены диски. При большом износе возможна остановка трактора при движении с нагрузкой. Перечисленные выше неисправности устраняют путем разборки ведущего вала и замены вышедших из строя деталей. При разборке вследствие выхода из строя одного из фрикционов надо обязательно проверять на соответствие конструкторской документации диски всех фрикционов, так как при работе трактора с неисправным фрикционом на другие фрикционы действует дополнительная нагрузка. 3. В гидросистеме коробки передач на всех передачах понижено давление масла. 3.1. Недостаточен уровень масла в под доне коробки передач. Вывернуть верхнюю контрольную пробку и проверять уровень масла. Если он недостаточен, долить до появления из отверстия верхней контрольной пробки. 3.2. Ошибочны показания манометра гидросистемы коробки передач. Снять манометр и установить его на стенд для проверки. Если стенда нет, вместо штатного. манометра установить образцовый и сравнить его показания с показаниями штатного при том же уровне масла в поддоне и той же частоте вращения коленчатого вала двигателя. Устраняют неисправность, заменив манометр. 3.3. Нарушена регулировка редукционного клапана коробки передач. 3.3.1. Под клапан попало загрязненное масло.Промыть клапан. 3.3.2. Усадка пружины клапана. Между пружиной и пробкой клапана установить одну или две дополнительные прокладки толщиной ~1 мм. 3.3.3. Сломана пружина клапана. Заменить пружину. 3.4. Уменьшилась подача масляного насоса коробки передач. 3.4.1. Забилась грязью заборная сетка масляного насоса, расположенная в поддоне коробки, передач.Промыть сетку. 3.4.2. Изношены шестерни, а также верхние и нижние плиты. Снять насос и установить на стенд. Подача насоса должна быть не менее 60 л/мин при частоте вращения 1900 мин-1 (1900 об/мин) и давлении 900-960 кПа (9,0-9,5 кгс/см2). Заменить дефектные детали или насос в сборе. 4. Понижено давление масла в гидросистеме коробки передач на одной или нескольких передачах. 4.1. Большая утечка масла через торцевое уплотнение, находящееся на пути потока масла к фрикциону данной передачи. 4.1.1. Неравномерно изношена торцевая поверхность чугунного уплотнительного кольца. 4. 1. 1 а. При сборке ведущего вала не выдержаны заданные размеры. Отклонение размеров Н и П, обеспечивающих требуемое взаимное положение колец торцевого уплотнения и деталей опор, приводят к защемлению и износу колец. 4. 1. 1б. Эллипсность уплотнительных колец (производственный дефект). 4. 1. 1в. На торцевую поверхность уплотнительных колец попала грязь. 4.1.2. Разбухла и «закусывает» установленная на кольце резиновая уплотнительная манжета. Признаки неисправности - при включенип передачи давление. масла в гидросистеме коробки передач резко падает до 300-400 кПа (3-4 кгс/см2). Для устранения неисправности 30.1 разобрать ведущий вал, заменить вышедшие из строя детали; собрать вал в соответствии со сборочным чертежом и заменить масло в коробке передач. 4.2. Большие утечки масла через чугунные уплотнительные кольца в бустере фрикциона. 4.2.1. Неправильно установлены чугунные уплотнительные кольца в канавке крайнего (среднего) диска(стыки колец не разведены относительно друг друга на 180°). 4.2.2. Изношена цилиндрическая поверхность нажимного диска под воздействием чугунных уплотнительных колец с образованием обнаруживаемой на ощупь канавки.Вышедшие из строя детали заменяют. 5. Нет давления масла в гидросистеме коробки передач. 5.1. Неисправен манометр гидросистемы. См. неисправность 29. 2. 5.2. Зубчатая муфта переключения привода насоса с режима "Буксировка" на режим "Привод от двигателя" не вошла в зацепление с шестерней привода от двигателя. Проверить правильность положения рычага переключения привода насоса (задний фиксатор должен находиться в прорези рычага). Для устранения неисправности перевести рычаг в нейтральное положение, а затем вновь включить муфту. 5.3. Вышел из строя конический редуктор привода насоса. 5.3.1. Разрушен шарикоподшипник № 107. 5.3.1а. При изготовлении шарикоподшипника не все заклепки установлены в сепаратор(производственный дефект). 5.3.1б. Овальность и конусность посадочных мест шарикоподшипника не соответствуют требованиям, ГОСТа(производственный дефект). 5.3.1 в. В шарикоподшипник вместе с маслом попала грязь. Неисправность выявляется по наличию в масле, сливаемом из коробки передач, кусочков сепаратора шарикоподшипника, а также отсутствию давления в ее гидросистеме. Устраняют неисправность путем замены шарикоподшипника и масла. При разборке коробки передач необходимо обратить внимание на состояние зубьев шестерен, так как возможно их повреждение частями разрушенного шарикоподшипника. 5.3.2. Изношены, смяты и заклинивают зубья конических шестерен. 5.3.2а. Неправильно отрегулировано зацепление шестерен. 5.3.26. Заклинивают шестерни масляного насоса. 5.3.2в. Выпадают пружинные стопорные кольца. Заменить дефектный масляный насос. Разобрать коробку передач и заменить дефектные детали. Отрегулировать зацепление конических шестерен. 5.3.3. Смяты шлицы, изогнут и изломан валик привода насоса. 5.3.3а. Неправильно отрегулировано зацепление шестерен.См. неисправность 31. 3. 2 а. 5.3.3б. Заклинивают шестерни масляного насоса. См. неисправность 31. 3. 2 б. 5.3.3в. Понижена твердость шлицев (производственный дефект). Снять насос, вынуть валик и осмотреть его, дефектный валик заменить. 5.3.4. Разрушен корпус редуктора привода насоса. См. неисправность 31. 3. 1 и 31. 3. 2. 6. Разрушен шарикоподшипник № 114 под наружными барабанами фрикционов II и III передач (Часто встречающаяся неисправность.) или другие подшипники коробки передач. Разобрать коробку передач и ведущий вал, заменить дефектные детали. Обратить внимание на состояние зубьев шестерен, так как возможно их повреждение частями разрушенного подшипника. Сменить масло. 7. Сколы, питтинговое выкрошивание, повреждение зубьев шестерен и зубчатых муфт, вмятины на шлицах валов. Наиболее нагруженными деталями в коробке передач (см. рис. 21) являются режимные шестерни 2, 6, 19, 23,шестерни 8 и 13 изубчатые муфты 11, 18и 20.Поэтому они чаще выходят из строя. Причины неисправности могут быть следующие: 7.1. Детали изготовлены с отклонениями от заданных размеров. Эти отклонения проявляются в пониженной твердости сердцевины или цементованного слоя детали, уменьшенной глубине цементованного или закаленного слоя, наличии микротрещин на рабочей поверхности зубьев. 7.1. Н а рушены правила эксплуатации. 7.1.1. Используются масла, не предусмотренные инструкцией по эксплуатации. 7.1.2. Переключение зубчатых муфт во время движения трактора. 7.2.3. В картер коробки передач попали посторонние предметы. Неисправности 7 могут быть выявлены по наличию стуков и затрудненному включению одной из зубчатых муфт. Затрудненное включение муфт может наблюдаться и при неисправности тормозков-синхронизаторов. Поэтому прежде чем разбирать коробку передач, следует убедиться, что затруднено включение только одной муфты грузового вала - режимной или заднего хода. На переключение зубчатых муфт раздаточного вала тормозки-синхронизаторы не влияют, так как эти переключения должны производиться на остановленном тракторе и при нейтральном положении муфт грузового вала, т. е. когда шестерни, зубчатая муфта и раздаточный вал не вращаются. 8. При включенных режимах и передаче, нормальном давлении масла в гидросистеме коробки передач и выключенном стояночном тормозе трактор не трогается с места. 8. 1. Нарушена регулировка приводов управления зубчатыми муфтами грузового вала (рис. 29). Признак неисправности - рычаг кулисы не достигает фиксированного положения. Для устранения отвернуть стяжной болт 5 и снять рычаг 4.Отвернуть болты крепления корпуса кулисы к картеру коробки передач, приподнять кулису и вывести валик 1из зацепления с рычагом 3.Снять кулису. Рычагом 5 перевести режимную зубчатую муфту грузового вала в нейтральное положение. Рычаг кулисы также перевести в нейтральное положение. Установить кулису обратно на картер коробки передач, вводя валик I в зацепление с рычагом 3. Если палец рычага не совпадает с прорезью в валике, отвернуть болт 6 и повернуть рычаг 3 на шлицах. Перевести рычаг кулисы в положение «Задний ход» и надеть рычаг 4 на шлицы таким образом, чтобы его палец вошел в прорезь валика кулисы. Затянуть стяжные болты. 8.2. Нарушена регулировка привода управления зубчатой муфтой раздаточного вала. Признак неисправности - рычаг управления зубчатой муфтой не достигает фиксированного положения. Способ устранения заключается в следующем. Отсоединить тягу 17 (рис. 30) от рычага 15 управления зубчатой муфтой раздаточного вала и перевести его в заднее фиксированное положение. Затем рычагом 20 установить в заднее фиксированное положение муфту. При этом он должен располагаться под углом 22° к поперечной плоскости коробки передач, а центр сферы его пальца - на высоте 100 мм от наружной поверхности верхней половины картера. Если положение рычага 20 необходимо изменить, то отворачивают стяжной болт. Изменяя длину тяги 17, соединяют ее с рычагами 15 и 20. 8.3. Нарушена регулировка привода переключения передач. 8.3.1. Нарушена регулировка привода золотника слива. (Педаль слива не возвращается в исходное положение. ) Регулировку производить в такой последовательности. Отсоединив тягу 8 от рычага 6 педали слива, двигают педаль на расстояние 425 мм от наружной поверхности верхней половины картера до оси отверстия крепления педали к рычагу. Повернуть рычаг 11 золотника слива по часовой стрелке до отказа. Изменяя длину тяги 8, соединить рычаг педали и рычаг золотника, выбрать зазоры в шарнирных соединениях тяги с рычагами. Если рычаг педали не упирается в болт на корпусе фильтра коробки передач, вывернуть болт до его контакта с рычагом плюс еще на один оборот и законтрить. 8.3.2. Нарушена регулировка привода золотника переключения передач. Признак неисправности; рычаг переключения передач проскакивает фиксированное положение «IV передача». Способ регулировки: установить рычаг переключения передач 6 (см. рис. 27) в положение «IV передача», вывернуть болт Iдо упора в рычаг и законтрить. Карданная передача. Карданная передача тракторов «Кировец» включает четыре карданных вала (коробки передач, переднего ведущего моста, заднего ведущего моста и промежуточный), а также промежуточную опору. Устройство карданного вала показано на рис. 31. Уплотнение шарниров состоит из самоподвижной манжеты 21, изготовленной из особо износостойкой и устойчивой к нагреву резины, поролонового уплотнительного кольца 19 и стальной обрезиненной обоймы 20. Эта конструкция надежно защищает шарнир от попадания в него пыли и грязи и способствует удержанию долгоработающей смазки № 158.
Рис. 29. Регулировка привода управления зубчатыми муфтами грузового вала и заднего хода: 1, 2-валики кулисы, 3, 4- рычаги, 5, 6 -стяжные болты |